Основы игры на соло — гитаре

Соло гитараОсновы игры на соло — гитаре

Играть на соло — гитаре —это самая заветная мечта любого начинающего рок — гитариста. Соло — гитара может воплотить самую широкую палитру эмоций —от печальных и задушевных до ревущих и мятежных, и нередко все это в одной и той же сольной партии! И если плотные, мощные риффы ритм — гитары создают фундамент музыкальной композиции, то пение соло — гитары отправляет слушателя в необыкновенный полет фантазии, навсегда завоевывая его сердце.

Все величайшие соло — гитаристы, начиная с Эрика Клэптона и Джими Хендрикса и заканчивая Эдди ван Халеном и Стивом Ваем, умели в своих импровизациях уноситься в заоблачную высь. Но при этом они также были и дисциплинированными исполнителями, в совершенстве владеющими техникой игры на своем инструменте. Все они открыли для себя самый важный парадокс соло — гитариста: полная свобода достигается только тогда, когда достигнут полный контроль.

По мере того как вы будете осваивать базовую технику игры на соло — гитаре, вы начнете чувствовать, какой огромный эмоциональный потенциал высвобождается во время исполнения. И если эмоции захлестнут вас в какой-то момент, не стесняйтесь —попрыгайте по комнате вволю, если можете себе это позволить!

Эта глава посвящена технике игры левой рукой и технике звукоизвлечения медиатором отдельных нот. Кроме того, в этой главе вы узнаете, для чего нужны были все эти усилия.

Примерим майку лидера

Чтобы хорошо сыграть один раз, нужно прежде сыграть много раз.

Эта восточная мудрость как нельзя лучше подходит к игре на рок — гитаре, поскольку прежде чем сыграть состоящую из отдельных нот сольную партию, нужно научиться играть аккордами (т.е. группами, состоящими как минимум из трех нот).

Конечно, для того, чтобы стать соло — гитаристом, вовсе не обязательно учиться играть аккордами. Однако это очень желательно, во всяком случае с технической точки зрения, поскольку при освоении приемов игры на ритм — гитаре вам не нужно столь тщательно контролировать точность движений правой руки, как при игре на соло — гитаре. Большинство начинающих гитаристов гораздо быстрее осваивают рок — гитару, когда начинают с освоения техники игры аккордами, чем техники игры отдельными нотами.

И поскольку вы уже дочитали книгу до этой главы, самое время перейти от слов к делу. В этой главе вы познакомитесь с миром звуков, извлекаемых на одной струне. Поэтому здесь, как вы понимаете, уже очень важно, из какой струны извлекается звук правой рукой. Кроме того, исполнение мелодий отдельными нотами выдвигает гораздо больше требований к подвижности левой руки.

Играть отдельными нотами можно с использованием различных техник. Ниже перечислены четыре основных техники, чаще всего применяемые в рок — музыке.

Мелодия. Исполнение мелодии является основной техникой игры сольных партий. Мелодия может представлять собой как основную тему композиции, так и отдельные сольные вставки, в которых тема применяется в качестве канвы для импровизации.

Арпеджио. Арпеджио —это исполнение нот аккорда не вместе, а поочередно. Именно поэтому арпеджио относится к одной из техник игры отдельными нотами. Арпеджио можно играть как в качестве аккомпанемента (как, например, вы это делали в примере раздела главы 5, посвященного технике пальцевой игры), так и в качестве партии соло — гитары, как это делают многие рок — гитаристы: просто играют мощные красивые арпеджио и результат получается замечательным.

Рифф. Рифф —это повторяющаяся музыкальная фраза с запоминающимся ритмическим рисунком, которая используется в качестве основы рок — композиции или ее фрагмента. Рифф —это нечто среднее между мелодией, исполняемой на соло — гитаре, и аккомпанементом, исполняемым на ритм — гитаре, поскольку содержит компоненты и того, и другого. Рифф обычно повторяется несколько раз и используется в качестве музыкальной канвы фрагмента рок — композиции.

Вспомните о легко узнаваемых риффах таких композиций, как Day Tripper к Birthday Beatles, Satisfaction Rolling Stones, Walk This Way Aerosmith, Sunshine of Your Love Cream, Whole Lotta Love Led Zeppelin, Smoke on the Water Deep Purple и You Give Love a Bad Name (Bon Jovi). Все эти композиции основаны на легко запоминающихся и узнаваемых риффах.

Риффы не всегда состоят из одиночных нот. Например, знаменитые риффы из Smoke on the Water Deep Purple и из Iron Man Black Sabbath играются несколькими одновременно звучащими нотами. Кроме того, рифф можно играть не на одной, а сразу на нескольких гитарах. В качестве примеров такого исполнения можно привести композиции групп Eagles и Allman Brothers.

Импровизация. Импровизация —это, строго говоря, не описание какой-то определенной техники исполнения, а общее название партий соло — гитары, которые создаются гитаристом «на ходу» и подчас без прямой связи с основной темой композиции. Более того, импровизация в общем случае может даже не быть мелодичной. В импровизациях широко используются большие интервалы, эффект перкуссии, электронные эффекты, определенные последовательности нот (быстро повторяющиеся несколько нот или даже одна и та же нота). Все это, при условии умелого использования, может значительно усилить эффект от сольной партии.

Рок — музыканты часто используют такие термины, как лидер (lead), мелодия (melody), отданная фраза (single line), рифф (riff), соло (solo) и импровизация (improv), в качестве синонимов доя обозначения одних и тех же приемов игры отдельными нотами. Поскольку термин «игра отдельными нотами» звучит слишком академично, вы можете называть все, что не относится к звучанию ритм — гитары, например, термином «соло», даже если речь идет о звучании риффа.

Когда речь идет о соло — гитаре, подразумевается специализация гитариста в рок-группе. Как правило, такой гитарист играет отдельными нотами, а не аккордами. При этом, конечно, он вовсе не обязан играть только по одной ноте. Например, соло можно исполнять и двойными нотами (так называемыми дабл — стопалт). Для того, чтобы подчеркнуть такую специализацию, используется термин соло — гитара, что позволяет не путать ее с ритм — гитарами, исполняющими аккомпанемент.

Следует также заметить, что в некоторых случаях ритм — гитарист может исполнять соло, играя аккордами. В качестве примеров можно привести гитарные вставки в композиции Бадди Холли Peggy Sue и начальный риф композиции Pinball Wizard группы Who. В обоих случаях ритм — гитара прекрасно справляется с ролью солиста.

Соло — и ритм — гитара: неразлучная парочка

Если в рок-группе два гитариста, они, как правило, играют по-разному. Один из них играет ритм, а другой — соло. Часто роль соло — гитариста отводится тому из двоих, у кого лучше исполнительская техника. Однако нередко бывает и так, что разделение идет не по принципу музыкальных талантов, а потому, что ритм — гитарист является основным автором композиции. Наконец, у многих рок-групп нет четкого разделения на соло — и ритм — гитариста. Но это все же, скорее, исключение, чем правило. В приведенном ниже списке перечислены группы, у которых имеется четкая дифференциация ролей соло — и ритм — гитариста.

 

Оставить комментарий

Партнеры
Апрель 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
return_links(1); ?>
Статистика
Бесплатный анализ сайта